Шестиконечная звезда – иначе гексаграмма (от греческого hex – шесть и gramma – черта, линия) – у евреев называется щит Давида, что на иврите звучит как Маген-Давид. Звезда образована двумя равносторонними треугольниками, имеющими общий центр и расположенными так, что их вершины противостоят друг другу, а стороны переплетены. В настоящее время Маген-Давид служит эмблемой евреев. Он изображен на флаге государства Израиль. Такая звезда известна со времен бронзового века, то есть за несколько тысяч лет до рождения Иешуа. Она использовалась, по всей вероятности, в декоративных целях. Нельзя исключить использования ее в те далекие времена и в магических целях, ибо человечество на протяжении всей своей истории занималось магией и колдовством.
В те времена, да и много позже, гексаграмма не была символом иудеев (евреев) или какого-либо другого народа, а использовалась народами, очень далеко отстоящими один от другого не только территориально, но и по происхождению. Например, некоторыми семитскими народами Месопотамии и кельтами Британии. Такими звездами украшали различные предметы и печати.
Что касается Израиля, то Тора, с одной стороны, категорически запрещает делать какие-либо изображения, «дабы вы... не сделали себе изваяний, изображений...» (Втор. 4:16), а с другой стороны, Сам Бог «исполнил его (Веселеила) Духом Божьим... разумением... и всяким искусством работать из золота, серебра и меди... резать камни для вставления и резать дерево для всякого дела» (Исх. 31:3–5). Эти установки во все времена исполнялись по-разному. Порой запрет соблюдался очень строго, но часто требования в той или иной мере снижались. В XII веке Маймонид учил, что запрещено только изображение человека. Поэтому и шестиконечная звезда встречается в искусстве евреев, как и других народов, очень давно.
В эпоху Второго храма шестиконечная звезда, как, впрочем, и пятиконечная, была весьма распространена не только у евреев. Интересна такая деталь. В орнаменте на фризе синагоги в Капернауме II–III вв. н. э. использована в равной мере шестиконечная звезда и свастика.
К слову, свастика – крест с загнутыми под прямым углом концами – как мотив орнамента встречается в искусстве других культур и позднее: в античном и средневековом искусстве.
В средние века шестиконечная звезда в качестве декора была широко распространена в мусульманских и христианских странах, а также в синагогах, не будучи специфическим иудейским символом. В арабских странах гексаграмма широко использовалась и называлась «печать Соломона»*.
Во времена раннего христианства печать Соломона приобретает уже не только и не столько декоративный характер, сколько магический смысл.
Со временем на перстне (печати) Соломона гексаграмму стали наносить вместо имени Бога, как символ власти над демонами. В VI веке н. э. амулеты с изображением шестиконечной звезды под названием печати Соломона были распространены и среди христиан. Несмотря на широкое использование печати Соломона в арабской магии, у иудеев это явление не нашло отклика, хотя в X–XIV вв. имело место использование гексаграммы в мезузах.
Считалось, что щит Давида имеет некую магическую силу, на этом щите было нанесено имя Божье, а затем и имя Иегуды Маккавея (МКБИ). В средние века и позднее гексаграмма становится распространенной в виде талисмана и в еврейских рукописях. Тогда же, по всей вероятности, стали связывать шестиконечную звезду с названием Маген-Давид (щит Давида).
Вплоть до XVIII века шестиконечная звезда называлась как щитом Давида, так и печатью Соломона, однако последнее постепенно стало вытесняться первым. С самого начала XVIII века Маген-Давид использовали в Праге, как и в других странах, в качестве типографского знака: того, что мы сейчас называем «логотип». Но во всех этих случаях гексаграмма все еще не представляла какого-то универсального иудейского (еврейского) символа, хотя уже в 1354 году, когда Карл IV позволил еврейской общине в Праге иметь собственный флаг, на нем была изображена гексаграмма – щит Давида. Сам флаг назывался флагом Давида. Тогда-то и распространилась легенда о том, будто бы на щите царя Давида была изображена шестиконечная звезда. Именно первоначально в Праге гексаграмма получила широкое, если не сказать повсеместное, распространение в синагогах и официальных документах в качестве сугубо еврейского символа. Затем шестиконечная звезда как еврейский символ распространилась и в других странах Европы.
Сейчас Маген-Давид наносят (гравируют) на надгробьях, но до конца XVIII века этого, как правило, не делали. В XVII–XVIII вв. каббалисты склонны были называть такую звезду щитом Сына Давида, то есть Мессии. Но ортодоксальные евреи этого не приняли.
В XIX–XX вв. евреи стремились найти простой, убедительный и достойный символ иудаизма и еврейства. Искали символ и для сионистского движения. Когда в качестве такого символа лидерами движения был принят Маген-Давид, этот знак был уже очень распространен и признан de facto в качестве еврейского символа. Например, когда в 1817 году сыновья Ротшильда-старшего получили от австрийского императора Франца II дворянство, а в 1822 году – баронский титул, они включили изображение щита Давида в свой фамильный герб. А Генрих Гейне с 1840 года на своих статьях вместо подписи стал ставить гексаграмму. Некоторые исследователи считают, что в качестве универсального символа еврейского народа звезда Давида прочно утвердилась с XVIII века.
Истинно веровавшие евреи, отвергавшие на основе Писания магию и колдовство, как и просвещенные евреи, хотя и не столь последовательные в вопросах Писания, всегда искали смысл в шестиконечной звезде, точнее, трактовали ее, придавая ей определенный смысл. Существует несколько таких трактовок. Например, верхний угол треугольника, обращенного вверх, символизирует огонь, два других (левый и правый) – воду и воздух. Углы другого треугольника, обращенного одним из углов вниз, соответственно: милость, мир (покой) и благодать. Наиболее глубокой представляетсятрактовка выдающегося немецко-еврейского философа Франца Розенцвейга, данная им в его главном философском труде «Звезда спасения» (1921 г.), в котором он рассматривает Маген-Давид как суть отношений человека с Богом, то есть как суть иудаизма. Один из треугольников несет на себе, или олицетворяет, три основных элемента реальности: Бог, мир и человек. Другой – творение, откровение и спасение. Притом, если в языческом представлении творение, откровение и спасение независимы, то в соответствии с библейским мировоззрением эти понятия тесно связаны между собой и постоянно взаимодействуют. Откровение не есть единичный акт истории, единичное событие, но это процесс, процесс ежедневный, непрерывные взаимоотношения с Богом. Также творение: Бог творит постоянно. И спасает каждодневно. С этим вполне можно согласиться: «...и присоединилось в тот день душ около трех тысяч... Господь же ежедневно прилагал спасаемых к церкви» (Деян. 2:41,47). Как тогда «присоединилось», так и по сей день каждодневно растет численность общин верующих.
Выбор фашистами шестиконечной звезды в качестве отличительного знака еврея, в качестве клейма, выглядит вполне естественным и логичным. Но гибель шести миллионов евреев с шестиконечными желтыми звездами на груди придала этому символу дополнительный, новый, смысл: единства и страдания.
Когда лидеры воссозданного государства Израиль разрабатывали и принимали герб обновленного государства, они, естественно, искали древний и в то же время достоверно отражающий принадлежность к еврейству символ. Их выбор пал на менору, которая и стала основным элементом государственного герба Израиля. Но на государственном флаге Израиля на белом фоне синим цветом изображен Маген-Давид – щит Давида.