ВИНО ВО ВРЕМЕНА НОВГО ЗАВЕТА (2) Иоан. 2:11. «Так положил Иисус начало чудесам в Канне Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его». Прежде прочитать эту статью, обязательно прочтите «Вино во времена Нового Завета (1)» ВИНО: СМЕШАННОЕ ИЛИ ЧИСТОЕ? Исторические данные об изготовлении и использовании вина иудеями и другими народами в библейские времена указывает, что вино было: (а) часто незаброженным и (б) обычно смешивалось с водой. Предыдущая стадия «Вино во времена Нового Завета (1)» обсуждает один из процессов, используемых для сохранения свежеотжатого виноградного сока в сладком и незаброженном состоянии. Данная статья обсуждает два других процесса обработки винограда, после которого продукт виноделия смешивали с водой. (1) Один способ – выпаривать виноград до определенного состояния, спрыскивать его оливковым маслом для влажности и затем хранить в глиняных кувшинах («Иллюстрированная билейская энциклопедия Зондервана», Т. 882; см. также Колумелла, «О земледелии», 12.44.1-8). Из этих консервированных винных ягод можно было приготовлять очень виноградный напиток, впоследствии разбавляя их водой и кипятя. Полибий указывает, что римским женщинам разрешалось пить такой виноградный напиток, но запрещалось пить алкогольное вино. (см. Полибий, «Фрагменты», 6,4; ср. Плиний, «Естественная история», 14.11.81). (2) Другой способ состоял в том, чтобы кипятить только что отжатый виноградный сок, пока он не станет вязкой пастой или густым сиропом («виноградный мед»). Этот процесс позволял долго хранить продукт, предохранял от брожения, исключал всякое содержание алкоголя благодаря выскокой концентрации сахара и сохранял сладость. (см. Колумелла, 12.19.1-6 и 20.1-8; Плиний, 14.11.80). Этот продукт хранился в больших кувшинах или бурдюках. Густую массу мазали, как варенье, на хлеб, или же, разбавляя водой, снова превращали в виноградный сок («Иллюстрированная библейская энциклопедия Зондервана», Т. 882-884). «Вероятно, виноград в основном выращивали как источник получения сахара: объем сока, выжимаемого под прессом, затем уменьшали путем кипячения, сводя к так называемому «виноградному меду» («Международная классическая энциклопедия», Т.3050). Когда в Библии говорится о меде, то часто имеется в виду именно «виноградный мед» (евреи называли его дебаш), а не пчелиный. (3) Далее вода смешивалась с выпаренными ягодами или сиропом как и с заброженным вином. Греческие и римские авторы приводят самые разнообразные пропорции такого смешивания. Гомер («Одиссея», 9.208) упоминают пропорцию: двадцать частей водык одной части вина. Плутарх («Симпозиции», 3. ix) утверждает: «Мы называем смесь «вином», хотя большую часть ее составляет вода». Плиний (14.6.54) упоминает пропорцию: восемь частей воды к одной части вина. (4) Среди еврейского народа в библейские времена социальные и религиозные обычаи запрещали использовать несмешанное вино независимо от того, заброженным или незаброженным оно было. Талмуд (иудейский труд, описывающий традиции иудаизма от 200 г. до н.э. и до 200 г. н.э.) в нескольких трактатах обсуждается вопрос смешивания воды с вином (например, «Шаббат», 77а, «Песахим», 1806). Некоторые иудейские раввины настаивали на том, что, если заброженное вино не смешано с тремя частями воды, его нельзя благословлять, и пьющий оскверняется им. Другие требовали смешения в пропорции один к десяти, прежде чем употреблять заброженное вино. Итак, нормальное употребление вина иудеями в библейские времена было иным, чем сейчас. Это были такие напитки, как: (а) только что отжатый виноградный сок; (б) законсервированный виноградный сок; (в) сок из сушенных ягод; (г) виноградный напиток, изготовляемый из виноградного сиропа и воды, и (д) незаброженное и заброженное долго сохраняемое вино, разбавленное водой в пропорциях, достигающих 1:20. Если вино было заброженным и подавалось неразбавленным, это считалось языческим обычаем, осквернением; такое вино раввины не благословляли. (5) Интересный отрывок всплывает в книге Откровения: когда говорится о «вине ярости Божьей», ангел объявляет, что оно будет «несмешанным», т.е. в полную крепость (Откр. 14:10; см. Иер. 25:15, примечание). Это было специально оговорено, потому что обычно считалось, что все виноградные напитки разбавлялись водой (см. Иоанн. 2:3, примечания). Итак, нормальное употребление вина иудеями в библейские времена было иным, чем сейчас. Это были такие напитки как: (а) только что отжатый виноградный сок; (б) законсервированный виноградный сок; (в) сок из сушенных ягод; (г) виноградный напиток, изготовляемый из виноградного сиропа и воды, и (д) незаброженное и заброженное долго сохраняемое вино, разбавляемое водой в пропорциях, достигающих 1:20. Если вино было заброженным и подавалось неразбавленным, это считалось языческим обычаем, осквернением; такое вино раввины не благословляли. В свете всего этого невозможно защищать современную практику распития алкогольных напитков на том основании, что иудеи в библейские времена якобы пили «вино». Современные напитки – явно другие. Более того, христиане в библейские времена относились к винам еще более осторожно, чем иудеи (см. Рим. 14:21, примечание; 1 Фес. 5:6, примечание; 1 Тим. 3:3, примечание; Тит. 2:2, примечание). ЯВЛЕНИЕ СЛАВЫ ИИСУСА ЧЕРЕЗ ВИНО. Во второй главе Иоанн пишет, что Иисус сделал «вино» из воды на свадьбе в Канне. Вопрос в том, какое это было вино. Как мы видели, оно могло быть алкогольным или безалкогольным, крепким или разбавленным. На вопрос этот можно ответить согласно контексту и нравственному соответствию ситуации. Точка зрения авторов данного комментария к Библии такова, что Иисус создал вино (ойнос), которое было чистым, незаброженным виноградным соком. Это заключение подтверждается следующими данными, позволяющими отвергнуть мнение, будто Иисус создал алкогольный, опьяняющий напиток. (1) Главная цель этого чуда – «явить славу» (Иоанн. 2:11) таким образом, чтобы пробудить в людях личную веру и уверенность в Нем как в святом и праведном Сыне Божьем, который пришел спасти людей от их греха (2:11; ср. Мф. 1:21). Предположить, что Христос явил Свою божественность как Единородный Сын Отца (Иоанн. 1:14), чудесным образом создав огромное количество опьяняющего напитка для пьяной пирушки, и что было существенно важно для Его мессианской миссии, - для этого требуется такая непочтительность и отсутствие благоговения, какие немногие способны проявить. Гораздо большим свидетельством славы Божьей, а также чести и славы Самого Христа было бы считать, что Он сверхъестественно создал те же виноградные соки, которые Бог ежегодно производит в установленном для природы порядке (см. Иоанн. 2:3, примечание). Поэтому данное чудо указывает, что Христос властен над миром природы; это чудо становится тогда символом Его власти духовно преобразить греховных людей в детей Божьих (Иоанн. 3: 1-15). Благодаря этому чуду «мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца, …полного благодати и истины» (Иоанн. 1:14; ср. 2:11). (2) Это будет противоречить откровению Писания о совершенному послушанию Христа Его небесному Отцу (ср. 2 Кор. 5:21; Евр. 4:15; 1 Пет. 2:22), если предположить, что Он не подчинялся нравственному повелению Отца – «Не смотри на вино, как оно краснеет…, как оно ухаживается ровно», т.е. как оно бродит. Поистине Христос пришел, чтобы исполнить закон (Мф. 5:17), и должен был поддержать те места Библии, где опьяняющее вино осуждается как «глумливое» и «буйное» (Пр. 20:1), и слова Авв. 2:15, где говорится: «Горе тебе, который подаешь ближнему твоему питье… и делаешь его пьяным…!» (ср. Лев. 10:8-11; Чис. 6:1-5; Втор. 21:21; Пр. 31:4-7; Ис. 28:7; Ам. 2:8, 12; 4:1; 6:6; Рим. 14:13, 21). (3) Более того, отметьте следующие современные доказательства медицины. (а) Современные ведущие медицинские исследования врожденных дефектов у людей являются неоспоримым доказательством того, что даже весьма умеренное употребление алкоголя нарушает систему воспроизводства у женщин детородного возраста, вызывая прерывание беременности или же рождение детей с неизлечимыми психическими и физическими нарушениями. Мировые авторитеты в области ранней эмбриологии согласны в том, что женщины, которые пьют алкоголь даже в умеренных количествах в период зачатия (в промежутке времени около 48 часов до него), рискуют вызвать изменения на хромосомном уровне в яйцеклетке, выходящей из яичника, что приведет к губительным результатам для психического и физического развития плода. (б) Было бы абсурдом с богословской точки зрения считать, что Иисус способствовал и ободрял употребление алкоголя на свадьбе, где находилось много женщин, а в тем более юная невеста с полной вероятностью немедленного зачатия. Предполагать же, что Он не знал о возможных ужасных воздействиях алкогольного опьянения на нерожденных еще детей, - значит подвергать сомнению Его божественность, мудрость и различие добра и зла. Считать же, что Он знал о возможных вредных последствиях употребления алкоголя, но все же способствовал и ободрял это, означает сомневаться в Его благости, сострадании и любви. Существует единственное здравое, разумное с библейской и богословской точки зрения предположение, что вино, которое Христос сотворил на свадьбе, чтобы явить Свою славу, было чистым, сладким, неперебродившим соком винограда.
Источник: http://"Полноценная жизнь" Библия с комментариями |