Дерек Принс (полное имя Питер Дерек Принс) родился в 1915 году и скончался в 2003 году. Его служение, Derek Price Ministries , существует до сих пор и занимается распространением духовного наследия своего основателя.
Вклад в харизматическое движение
На официальном сайте служения Принс назван одним из основателей харизматического движения . Учитывая, что он присоединился к харизматическому движению в самом его начале, в середине 1960-х годов, можно сказать и так. Однако главный вклад, который он внес в харизматическое движение, оказался негативным — начиная с 1970 года вместе с Бобом Мамфордом, Чарльзом Симпсоном, Дональдом Бэшемом и Эрном Бакстером (их называли «пятеркой из Форт-Лаудердейла») он попытался привести хаотичное движение к некоему порядку, введя крайне авторитарное понимание церковного лидерства: «Когда Его [Бога] делегированный авторитет прикасается к нашей жизни, Он требует, чтобы мы признали этот авторитет и подчинились ему так же, как мы подчинились бы Богу лично» (цит. по Dr . Ronald Enroth , The Power Abusers).
Начиная с 1975 года, основанное этой пятеркой движение (т. н. “ Shepherding Movement ”) подвергалось все более суровой критике, причем со всех сторон. Первым против него высказался Пэт Робертсон, затем Демос Шакарян, а потом в Миннеаполисе собралась целая конференция харизматических лидеров, посвященная этой проблеме. В 1976 году на ежегодной Конференции харизматических лидеров Принс и его коллеги были вынуждены принести извинения за причиненные другим проблемы. В том же году Принс выпустил книгу ( Dispicleship , Shepherding and Commitment ), в которой изложил основные принципы церковной власти, как их трактовала пятерка.
Однако если отношение других лидеров к движению стало более мягким, то внутри самой пятерки начался разлад. Благодаря влиянию и энергии Чарльза Симпсона, движение просуществовало до 1986 года, однако Дерек Принс без шума покинул движение еще в 1983 году, сделав об этом публичное заявление в 1984 году.
Неортодоксальные учения
В основу учения Принса было положено стандартное пятидесятническое богословие — с крещением Святым Духом и говорением на языках. Более того, Принс был одним из немногих харизматических проповедников, относившихся к систематическому богословию относительно серьезно — именно поэтому, когда встает вопрос об отсутствии у харизматов систематического богословия, обычно всплывает имя Принса (хотя систематики в традиционном понимании в его книгах тоже, в общем-то, нет).
Тем не менее, на это стандартное богословие Принс наложил ряд небиблейских взглядов и учений, которые, собственно, и определяют отношение к нему со стороны тех или иных авторов.
Одержимость христиан
В своих книгах Принс излагал учение о том, что человек, став христианином, по прежнему может нуждаться в «освобождении» от проклятий и даже одержимости (см., например, книгу «Они будут изгонять бесов»). О небиблейском характере этого учения можно прочесть, например, здесь.
Успех и финансовое преуспевание
«Божий план для вашей жизни, включая ваши деньги, может быть суммирован одним прекрасным словом: процветание» (Божий план для твоих денег, с. 8).
Принцип сеяния и жатвы
«Библия говорит очень ясно, что те же самые законы, применимые в сельском хозяйстве, так же применимы и в финансах Царствия Божьего. Это принцип сеяния и жатвы» (Божий план для твоих денег, с. 67).
Сила позитивного исповедания
«Тем способом, которым мы приобретаем различные преимущества спасения, является „исповедание“. Писания содержат очень ясные, позитивные утверждения, с помощью которых мы овладеваем всеми областями Божьего обеспечения. По мере того, как мы получаем их верой в свое сердце и исповедуем своими устами, они становятся нашими в реальной жизни» (Вера как образ жизни, с. 90).
Вера Божия (Бог имеет такую же веру, как и мы)
«Вера является характерной чертой вечносущей природы Бога. Его творческое начало порождается Его верой. Все, что Он делает, Он делает, веруя. Далее, Его вера находит свое выражение в словах, которые Он говорит. Его слова являются каналами Его веры, и поэтому инструментами Его творческих способностей.
«Речь идет об особом виде веры — вере как даре. Вера берет начало не в человеке, а в Боге. Она является одним из аспектов вечной Божественной природы… Сказав: „Имейте веру Божию“, Иисус поощрил Своих учеников принимать и практиковать этот вид веры, как это делал Он Сам. Далее Он объяснил им, что с верой такого вида они не только могут сделать то, что Он сделал со смоковницей, но и сдвигать горы по слову…» (Вера как образ жизни, с. 24-25).
Вывод
По сути дела, в учении Дерека Принса присутствуют те же основополагающие моменты, что и в Движении Веры Кеннета Хейгина. Разница лишь в том, что наибольшее внимание Принс уделял теории «духовной войны», и потому богословие позитивного исповедания в его сочинениях не было развито так, как в сочинениях того же Хейгина.
(Дмитрий Розет)
----------------------------------------
49,5 мв
мр3