Родился в 1703 году. Отец его был приходским священником в Эпворте, в Линкольншире. Учился в Церкви Христа в Оксфорде.1720 Уэсли поступил в Оксфордский университет, где пробыл с перерывами 15 лет. В университете он стал лидером «клуба святых», студенческого общества, основанного его братом Чарлзом (1707–1788) для изучения Библии, совместной молитвы и совершения добрых дел. Члены клуба боролись с праздностью, регулярно встречались для бесед на религиозные темы, отвергали развлечения, посвящая свободное время помощи бедным. Они проповедовали в тюрьмах, организовали школу для детей бедняков, навещали больных. 1725 году был рукоположен. Он возвратился в Оксфорд и стал преподавателем в Линкольн Колледже. В Оксфорде Джон основал "Святой клуб". Клуб был предназначен для тех, кто серьезно относился к религии. В 1735 году Уэсли отправился мисионером в Джорджию, но потерпел сокрушительную неудачу. Его неподготовленность была выявлена в самый первый день по прибытии в Америку, и сделал это один из моравских ("Моравские братья", направление пиетизма) пасторов.
Ко времени возвращения в Англию, в 1738 году, Уэсли еще более осознал свою духовную нужду.
Движимый желанием целиком посвятить жизнь Богу, Уэсли отправился Америку как член миссионерского общества для работы среди индейцев в штате Джорджия. Неблагоприятная ситуация в колонии не позволила Уэсли заняться миссионерской деятельностью, и губернатор Джорджии генерал Оглторп нашел ему применение в качестве пастора для английских колонистов. Эта работа вскоре разочаровала его и утратила смысл, поскольку его строгие взгляды, характерные для Высокой церкви, раздражали прихожан. В Джорджии он свел знакомство с немецкими пиетистами, Моравскими братьями, и, пораженный их стойкой верой в Бога во время шторма, стал прислушиваться к их проповедям о пути к Богу. В начале 1738 Уэсли вернулся в Англию.
Поворотным пунктом в его жизни стало религиозное переживание, испытанное им в молитвенном помещении на Олдергейт-стрит в Лондоне. В этот момент (он запомнил даже час – «без четверти девять» 24 мая 1738) он преисполнился уверенностью, что Бог, ради Христа, простил ему все грехи. Все сомнения и внутренние конфликты уступили место непоколебимой уверенности, с которой он с тех пор начал проповедовать Евангелие.
Уэсли получил дополнительную помощь от моравских брастьев, особенно от Петера Бёлера, и позднее, в том же году, события достигли своей кульминации. Он обратился и получил спасение 24 мая 1738 года. Возможно, что и до этого события он был верным христианином на протяжении некоторого времени. Но новым переживанием стала уверенность в спасении. Для многих в англиканской церкви утверждение такой уверенности казалось весьма нескромным. Однако для Уэсли это стало "истинным оснеованием христианства" и "главной доктриной методистов".
Джон Уэсли был не единственным, пережившим такое обращение. Его младший брат Чарлз (1707-1788) на три дня ранее пережил подобное же, а через несколько лет о своем обращении засвидетельствовал Джордж Уайтфилд. Они начали проповедовать спасение по вере в Иисуса Христа.
Это было время серьезного нравственного и религиозного упадка в Англии. Неверие стало модным, и многие из священнослужителей занимались пустым морализированием. Проповедь Уэсли и других представителей евангельского движения или "методистов", как их стали называть, прозвучала как колокольный набат, люди услышали призыв возвратиться к Евангелию, к Благой Вести спасения в Иисусе Христе. Когда кафедры церквей для них были закрыты, сначала Уайтфтлд, а затем и Уэсли, в 1739 году , начали проповедовать на открытом воздухе. Обстоятельства подтолкнули их к самому эффективному способу евангелизации людей, многие из которых вообще не посещали церковь.
Евангельские проповедники стали проповедовать на рыночных площадях и во всех местах, где их слушали. Джон Уэсли каждый год проезжал по 7500 километров верхом на лошади. Не случайно его назвали "всадником Божьим". Он останавливался по нескольку раз в день и проповедовал всем, кто желал его слушать.
"Я на весь мир смотрел как на свой приход. Под этим я подразумеваю, что где бы я не находился, я считал своим непременным долгом возвещать всем, кто желал слушать, радостную весть спасения"
Иногда, в особенности в первые годы, он встречал враждебный прием, были случаи, когда его пытались побить камнями. Однако он продолжал упорно трудиться и проповедовал на открытом воздухе даже в возрасте восьмидесяти семи лет, незадолго до своей смерти. Осталось лишь немного мест в Англии, где не проповедовал бы Уэсли.
Ему и другим евангельским проповедникам пришлось столкнуться с оппозицией, начиная с высшего духовенства и кончая высшими слоями общества. Но в то же самое время многие отеликнулись на его проповедь. Благодаря этой проповеди Британия пережила Евангельское пробуждение и многие в те годы лично узнали Иисуса Христа. Уэсли собирал своих последователей в общины, существовавшие нарячду с поместными приходами. Однако враждебность со стороны англиканской церкви привела к их отделению от официальной церкви. Так появилась Методисткая Церковь.
Пробуждение имело огромное значение для церкви в Англии. и не только для церкви. Благодаря этому пробуждению Евангелие проникло в самые низшие классы самым необычным для того времени способом. Фактически все классы общества оказались затронуты им, и нравственное настроение всей нации значительно изменилось. Многие говорили, что без этого пробуждения Британии грозила бы революция, подобная французкой.
Некоторые новшества, которые он вводил, осложнили его отношения с англиканскими церковными властями, но обеспечили успех в работе среди бедняков. Его исключали из числа проповедников во многих приходских церквах, потому что его проповеди нарушали благодушие прихожан. Тогда он стал проповедовать под открытым небом. Тысячи простых людей приходили услышать весть о том, что Бог хочет спасти их. Уэсли стал привлекать мирян к проповеди. Первые проповеди о духовном возрождении вызывали сильнейшие эмоциональные реакции у собравшихся и сопровождались обмороками и религиозным экстазом.
Уэсли организовал «общества» из своих сторонников, вначале в Бристоле (1739), Лондоне (1740) и Ньюкасле (1742). Из этих центров движение распространилось в небольшие города и сельские районы. «Общества» были разделены на «классы», состоявшие из десятка соседей, которые еженедельно собирались для совместной молитвы, прославления Бога и взаимного религиозного просвещения. В «обществах» поддерживалась строгая дисциплина, нарушители ее после нескольких предупреждений и увещеваний изгонялись. Велась подготовка проповедников из мирян.
язык: русский
PDF
1,6 MB