Per aspera et astra. Через тернии к звёздам. По-моему, данное выражение лучше всего подходит для такого термина, как «великое кино». Именно так фильмы, которые вроде бы заранее списывают, впоследствии становятся шедеврами мирового кино. Мэлу Гибсону, мне кажется, было изначально ясно, что он делает фильм, обречённый на провал. Ведь история известна всем, да и ставилась она неоднократно. Фильм никто не захотел продюсировать, все крупные студии от сценария и от проката отказались. Тем более, что фильм снят на арамейском и на латыни, идет с субтитрами. Все эти факторы складывались так, что по идее фильм не имел шансов попасть даже в ограниченный прокат. НО…
Как говорится, нет худа без добра. У Мэла Гибсона, вложившего в проект свои 30 млн. долларов, не было денег, чтобы оплатить прокат и рекламу. Но разразившийся скандал позволил фильму выйти в широкий прокат. Но особенно ошеломляющим был результат: только в США малобюджетка обогнала по сборам последнюю часть «Властелина колец».
Многие ломают головы: в чём же феномен данного фильма? Мне кажется, что людям просто надоели все эти фильмы об извращённых человеческих чувствах. Уже давно не было фильмов, взывающих к любви, состраданию и т. д. Казалось, нет уже таких режиссёров. Но всегда есть исключения из правил. На мой взгляд, Гибсон снял один из лучших фильмов последних 10 лет.
Фильм завораживает с первых минут. Это достигается не только великолепным техническим исполнением, но и глубоким смыслом. Выверенность каждой секунды позволяет зрителю погрузиться в происходящее, в некотором смысле, испытать те же чувства, что и испытывают герои, стать частью того воссозданного мира, быть частью того или иного человека.
Именно это потрясает сразу. Первая сцена происходит в Гефсиманском саду, когда Иисус, предчувствуя грядущие события, молится и противостоит искушениям сатаны, пытающегося совратить Сына Божьего. Кстати, образ сатаны здесь оригинален — это некое андрогинное существо, которое своими речами пытается взять верх.
Когда Иисуса приводят к фарисеям, боящимся потерять в обозримом будущем свою власть, то их собрание напоминает настоящий ад. Даже все тона на экране огненно-красные — цвета ненависти и страданий. Каждая ключевая сцена сопровождается флэшбэками, создавая необходимый контраст. Так, например, мы видим Петра, клянущегося в верности своему учителю. Петр готов умереть за Иисуса и следовать за своим учителем, куда бы тот ни пошел. Иисус на это Петру отвечает, что «прежде, чем запоют петухи, ты трижды отречешься от меня». Так оно и происходит.
Фарисеи пытаются придать делу самую официальную огласку, пытаясь натравить римлян. Их представитель, т. е. Понтий Пилат, предстаёт здесь в таком же образе, что и у Булгакова в «Мастере и Маргарите». Это человек, который не получает никаких приятных чувств, находясь в этом варварском и непонятном для него мире. Он не видит вины Христа и отправляет фарисеев к Ироду, который, будучи человеком беззаботного нрава и небольшого ума, и то не видит вины Христа.
Но фарисеи и подстрекаемый ими народ хотят крови. И опять же приводят Иисуса к римлянам. Пилат оказывается в шоке после того, как иудеи призывают отпустить разбойника и убийцу Варраву и требуют казнить невинного человека. Пилат, пытаясь сохранить равновесие, приказывает бичевать Христа. Но римские легионеры превращают это в длительную и истязательную пытку. Пилат почти напрямую, показывая обезображенного Христа, спрашивает людей, неужели и этого недостаточно. Когда толпа продолжает требовать казнь, то Пилат, подстрекаемый фарисеями, решает «умыть руки» и дабы не нарушать равновесие, отдают Христа на суд толпе.
Дальше идет проход приговоренного к смерти Иисуса через Иерусалим на Голгофу — настолько длительный и истязающий, что становится невозможно высидеть в зале. Здесь опять же действие сопровождается флэшбэками — то, как Иисус спас падшую Марию Магдалену от разъяренной толпы, протянув ей руку помощи, и т. д.
Но особенно мучительна сцена на Голгофе, когда римляне ведут распятие. Здесь даже я, человек не сентиментальный, и то не сдержал слёз и не мог остановиться минут десять — настолько сильно трогает этот фильм.
Но после всего этого в конце появляется Божественный свет и это даёт понять, что человечество небезнадёжно. Да, наш мир далёк до совершенства до сих пор. Но если бы все люди не умели любить и сострадать, дожили бы до сегодняшнего дня?